• Блок 1
  • Блок 2
  • Блок 3
  • Блок 4
  • Блок 5
  • Блок 6
1
Первый этап
Развитие профессионального образования Иркутской области в период до 1917 года

Освоение Сибири (конец XVI в.) стимулировало развитие производственных сил региона, переселенцы принесли новые виды ремесел и кустарных промыслов. С появлением новых ремесел возникла необходимость обучения ремеслу путем специально организованного ученичества.

Как следствие экономической необходимости, последовало открытие навигацких и геодезических школ - первых профессионально-технических учебных заведений в Сибири.

В Иркутске навигацкая школа была открыта в 1745 г. За 14 лет работы (с 1754 по 1768 гг.) из Иркутской навигацкой школы вышло 192 специалиста, в том числе: моряки, геодезисты, специалисты горного дела.

Навигацкие школы в Сибири просуществовали недолго (только до 1835 г.), но именно они заложили основу светского профессионального образования.

Первое в Сибири среднее профессиональное училище было открыто в Иркутске на базе реальной прогимназии. Главная заслуга в этом принадлежала Борису Алексеевичу Милютину, одному из активных общественных деятелей Иркутска. Позже прогимназия была преобразована и переименована в Иркутское техническое училище. Ученики изучали прикладную механику, технологию производства, горно-изыскательское дело, бухгалтерию, счетоводство. Общее число выпускников училища за период 1891 по 1915 гг. составило 246 человек.

В 1893 г. в Иркутске на частные и общественные средства было открыто Горное училище, которое готовило штейгеров, установщиков в основном для золотодобывающих предприятий.

Первым специальным ремесленным училищем в Иркутске стало Ремесленно-воспитательное заведение им. Никанора Петровича Трапезникова. Открыто было училище в 23 мая 1873 г. на средства иркутского купца И.Н. Трапезникова. В училище принимались дети крестьян, мещан, оставшиеся без попечения родителей или те, у кого «родители неспособны к труду», дети из многодетных семей, либо те, у кого осталась одна мать «малоспособная к труду». Окончившим училище присваивалось звание подмастерья (на основании Устава училища), а с 1908 г. было законодательно предоставлено право присваивать и звание мастера. Но звание мастера присваивалось только тем выпускникам, которые после окончания училища не менее трех лет занимались ремесленной практикой. В училище было шестиклассное обучение и практические курсы ремесел. Курс первых трех классов (подготовительная школа) приравнивался курсу двуклассной сельской школы. Курс же трех последних соответствовал программам ремесленных училищ, утвержденных правительством в 1890 г. Долгое время ремесленное училище им. Трапезникова оставалось единственным профессиональным учебным заведением Иркутской губернии.

Сельскохозяйственные профессиональные учебные заведения в Сибири развивались медленнее и до конца XIX века их практически не было. В Иркутской губернии низшее сельскохозяйственное училище было единственным на всю Восточную Сибирь. Находилось училище в 43-х верстах от Иркутска по Якутскому тракту, возле с. Жердовка, где в те времена было только три двора, почтовая станция и этап. Ближайшим селением было с. Оёк, находившееся на расстоянии 10 верст. Здесь ученики сеяли овес, пшеницу, ячмень, бобовые, гречиху. Курс обучения продолжался четыре года. Принимались в училище мальчики не моложе 14 лет, "крепкого телосложения и при способности к физическому труду" (ГАИО, 25). В Уставе училища было записано, что оно имеет целью давать, "главным образом крестьянам и инородцам Иркутской губернии низшее сельскохозяйственное практическое образование, знания по огородничеству, пчеловодству". Кроме того, в зимний период в училище обучали столярному, кузнечному, слесарному ремеслам. При открытии в него было принято 16 учеников. Все выпускники после окончания училища получали льготу по воинской повинности.

В 1913 г. наметилось два типа дополнительных специальных учреждений при женских начальных общеобразовательных училищах - рукодельные классы и ремесленные (профессиональные отделения). Рукодельный класс должен был давать учащимся, «преимущественно путём практического обу-чения» знания основных приёмов, ремесленное же отделение должно было отличаться большей специализацией, полнотой и основательностью обуче-ния. Содержание учебного курса разрешалось устанавливать в зависимости от местных условий.

К 1913 г. в Иркутском генерал-губернаторстве (куда входили и Енисейская губерния - сегодняшний Красноярский край, и Забайкалье - сегодняшняя Чи-тинская область) числилось только четыре отдельных профессиональных училища ведомства министерства народного просвещения:

  • Иркутское среднее механико-техническое промышленное училище;
  • Иркутское Ремесленно-воспитательное заведение им. Трапезникова;
  • Низшая ремесленная школа Т.И. Щеголевой в Красноярске;
  • Ремесленное учебное заведение им. Николая II в Чите.
  • Кроме того, были ремесленные отделения при 14-ти и классы ручного труда при 37-ми народных начальных общеобразовательных училищах.

В целом, развитие профессионального образования в дореволюционный период зависело в большей степени от той инициативы которую прояв-ляло население или частные лица, открывавшие при начальных народ-ных общеобразовательных училищах ремесленные отделения.

 

2
Второй этап
От ФЗУ к трудовым резервам страны

Перестройка старой системы подготовки квалифицированных рабочих и создание советской профессиональной школы началась в Иркутской области несколько позже, чем в Европейской России, и проходила в очень сложной и трудной обстановке. Трудности были обусловлены особенностями социально-экономического и политического развития Сибири. Основными из них следует назвать экономическую и культурную отсталость региона, небольшой удельный вес рабочего класса в составе населения и его рассредоточенность по территории края, преобладание крестьянства, а также ряд других особенностей.

Отдел народного образования был создан в марте 1918 г., возглавили его Ф.Я. Лебедев и К.Н. Гаврилова. Отдел принимал меры по налаживанию учебной работы ремесленных училищ и школ, учебно-производственных мастерских, многие из которых из-за недостатка средств и педагогических работников бездействовали.

В 1920 г. был создан Совет по образованию рабочих подростков. По решению совета были проведены в городах и районах партийные и комсомольские собрания, посвященные развитию и задачам новой школы для рабочих подростков.

В 1922 году состоялся первый советский набор в старейшее училище Иркутской области им. Н.П. Трапезникова.

В начале 30-х годов в Иркутске был построен один из крупнейших отечественных заводов тяжелого машиностроения – завод им. В.В. Куйбышева. ФЗУ вместе с заводом осваивало производство драг, вагонеток, дробилок. Ведущей профессией училища стало токарное дело. Укрепление материально-технической базы училища, подбор высококвалифицированных специалистов способствовали тому, что к середине 30-х годов ФЗУ при ИЗТМ им. В.В. Куйбышева стало одним из лучших профессиональных учебных заведений региона.

В октябре 1920 г. открылись технические курсы для подростков в Нижнеудинске, целью которых было, во-первых, помочь детям железнодорожников получить одну из специальностей железнодорожного транспорта, во-вторых, пополнить число рабочих на железной дороге. Первый набор обучался 1 год, затем срок обучения увеличился до 4 лет, так как было введено практическое и теоретическое обучение. С 1921 г. технические курсы ст. Нижнеудинск были переименованы в школу фабрично заводского ученичества.

В 1922 году образовалась школа ФЗУ № 3 г. Киренска. Инициатором выступил Иван Алексеевич Поляков. Ученический механический цех находился на полной самоокупаемости: учащиеся учились и жили на средства, полученные в процессе обучения и дополнительной работы. В октябре 1925 г. школа фабрично-заводского ученичества включается в сеть профессиональных школ морского и речного транспорта. Контингент учащихся увеличивается до 126 человек, в ней работает 5 инструкторов производственного обучения и 7 преподавателей. В 1933 г. контингент учащихся увеличился до 420 человек.

Развитие школ горнопромышленного ученичества тесно связано с развитием угольной и металлургической промышленности. Школы громпромуча были созданы в Бодайбо (1922 г.) и Черемхово (1923 г.). В феврале 1934 года произошло объединение двух школ «Горпромуч» и «Стройуч» в школу ФЗО № 1 (затем ПУ № 13, в настоящее время Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса). Свою задачу училище выполнило и подготовило для горнорудной промышленности Сибирского региона более 30 тысяч квалифицированных рабочих (электрослесари, токари, машинисты экскаваторов и др.)

В 1924 г школы ФЗУ Сибири сделали первый выпуск в количестве 70 человек, а в 1925 г. было выпущено уже 617 квалифицированных рабочих – слесарей, токарей, модельщиков, литейщиков, кузнецов и т.д.

В этот период создаются и сельскохозяйственные школы. В 1926 г. в Сибири работало 18 сельскохозяйственных школ.

В феврале 1934 года в поселке Залари была открыта школа механизации. Из маленькой школы механизации выросло современное училище - хорошо оборудованный комплекс по подготовке квалифицированных специалистов для сельскохозяйственного производства Сибирского региона (в настоящее время Заларинский аграрно-промышленный техникум).

К 1939 г. в стране было открыто около 30 технических железнодорожных школ. В Иркутске на тот момент действовала Иркутская железнодорожная школа техников на 500 учащихся.

На 1 января 1939 г. в Иркутской области насчитывалось 13 школ ФЗУ и типа ФЗУ, в которых обучалось 1573 человека.

2 октября 1940 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах». В соответствии с этим указом учреждались три типа профессиональных учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища (ЖУ) и школы фабрично заводского обучения (ФЗО).

С началом войны в Иркутск эвакуировался Московский авиационный завод. Параллельно со строительством цехов началась и подготовка рабочих кадров для него в школе ФЗО №4. В дальнейшем Ремесленное училище №2 и школа ФЗО №4 объединились (в настоящее время Иркутский техникум авиастроения и материалообработки).

К началу 1941 г. в Восточной Сибири было открыто 42 учебных заведений трудовых резервов, в том числе 18 ремесленных и железнодорожных училищ и 24 школ ФЗО с общим контингентом учащихся 10 815 человек.

В Иркутской области всего учебных заведений было 13 с общим количеством учащихся 4 600 человек, из них РУ и ЖУ –5 (1 600 человек), школы ФЗО –8 (3 000 человек). Первый выпуск из школ ФЗО Сибири был сделан в мае 1941 года. Народное хозяйство региона получило 10,4 тыс. рабочих массовых профессий, главным образом, строителей, рабочих угольной и горнорудной промышленности.

3
Третий этап
Государственные трудовые резервы в годы Великой Отечественной войны

27 июня 1941 г. Главное управление трудовых резервов при СНК СССР издало приказ, который обязывал все учебные заведения, органы управления трудовыми резервами в короткие сроки перестроить работу с учётом военных нужд страны. Поэтому профессии массовых квалификаций готовились без отрыва от производства, распространение получило индивидуально бригадное обучение. На базе многих предприятий открываются школы ФЗО.

К 1943 г. сеть учебных заведений профтехобразования Иркутской области была расширена и представлена тремя типами учебных заведений: ремесленные училища, железнодорожные училища, школы ФЗО:

  • 5 ремесленных училищ с контингентом 3200 человек,
  • 3 железнодорожных училища с контингентом 1400 человек
  • 10 школ ФЗО с контингентом 3500 человек.

Наряду с подготовкой значительного числа квалифицированных рабочих, училища и школы ФЗО внесли большой вклад в обеспечение нужд фронта и тыла необходимой продукцией, в создание новых производственных мощностей.

За годы войны в Иркутской области было подготовлено 26228 квалифицированных рабочих, в том числе в ремесленных и железнодорожных училищах – 6313 человек. За пять военных лет система подготовила государственных резервов больше, чем школы ФЗУ за все довоенные пятилетки.

Тысячи выпускников училищ и школ ФЗО награждены орденами и медалями СССР, а 12 человек, выпускников профессиональных учебных заведений Иркутской области, удостоены звания Герой Советского Союза (по стране это высокое звание получили более 700 выпускников системы профтехобразования).

 

Герои Советского Союза

Антипин Иван Николаевич

1914 – 1943 гг.

Родился в 1914 г. в деревне Кукой Усть-Кутского района в семье крестьянина. Окончив семилетнюю школу в городе Киренске, поступил в школу ФЗО в г. Иркутске. Работал инструктором областного стрелкового клуба, с 1940 г. - заведующий отделом Усть-Кутского райисполкома.

В феврале 1942 г. был призван в ряды Советской Армии. Участник битвы под Орлом и форсировании Днепра. Погиб в октябре 1943 г. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 15 января 1944 г. за мужество при форсировании Днепра. Похоронен в Гомельской области.

Баламуткин Григорий Васильевич

1918 - 1985 гг.

Родился в селе Усть-Чебула Мариинского района, Кемеровской области. С 1925 г. проживал в г. Иркутске, окончил семилетнюю школу №61, ФЗУ завода им. В.В. Куйбышева, курсы шоферов. Работал на разных предприятиях города. Обучался в Иркутском аэроклубе.

В 1940-42 гг. курсант Чкаловского военного училища. С 1943 г. воевал на Центральном и 1-ом Белорусском фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 г. После войны проживал в Таганроге, продолжал службу в ВВС.

Богашев Александр Иннокентьевич

1919-1984 гг.

Родился в 1919 г. в г. Иркутске, в семье железнодорожного ремонтного рабочего. Окончил семилетнюю школу и горнопромышленное училище в г. Черемхово. Работал электриком на шахте №5. В 1933 г. был призван в армию. Войну встретил на западной границе. Командир роты автоматчиков 163-й стрелковой дивизии старший лейтенант А.И. Богашев отличился во время форсирования Буга.

Звание Героя Советского Союза было присвоено 13 сентября 1944 г. После войны проживал  в г. Бийске Алтайского края.

Гореликов Иван Павлович

1918 – 1975 гг.

Родился в 1907 г. в деревне Авдюшино Тайшетского района. Окончил школу ФЗУ и с 1929 г. работал слесарем на Бирюсинском Лесоплавзаводе, затем в механических мастерских.

Призван в армию 27 августа 1941 г. Воевал Иван Гореликов в 1942 - 43 гг. снайпером, истребил 305 фашистов. Звание Героя Советского Союза присвоено 28 апреля 1943 г. После войны проживал в г. Киселевске Кемеровской области.

Давыдов Владимир Ильич

1923 - 1944 гг.

Родился в деревне Алейкино Ульяновской области, в семье крестьянина. В 1934 г. семья переехала в Иркутск. Здесь он окончил шесть классов школы им. Ленина и школу ФЗУ завода им. Куйбышева. Работал токарем на заводе. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Воевал на Западном и Северо-Кавказском фронтах, был командиром взвода разведки. Погиб 27 января 1944 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 16 мая 1944 г. посмертно. Похоронен в Краснодарском крае.

Евстигнеев Александр Дмитриевич

1925 - 1962 гг.

Родился в семье рабочего в г. Смоленске. С 1936 г. жил в г. Усолье-Сибирском, где окончил 5 классов местной школы. Учился в школе ФЗО №4, а с 1941 г. работал слесарем в г. Петровск-Забайкальске.

Призван в армию в январе 1943 г. Воевал на Белорусском фронте командиром стрелкового отделения. Отличился при форсировании реки Западный Буг.

Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 г.

После войны проживал в г. Иркутске, работал шофером.

Кузаков Степан Алексеевич<

1914 – 1991 гг.

Родился в 1914 г. в деревне Воронино Киренского района в семье крестьянина. После окончания Киренской неполной средней школы №1 учился в школе ФЗУ г. Киренска, работал слесарем-мотористом. Служил в армии с 1936 по 1938 год.

Призван 30 июня 1941 г. Учился в Черниговском военно-инженерном училище. Воевал в должности старшины саперного взвода. Отличился в боях за Вену. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 г. После войны проживал в г. Кишиневе.

Протасюк Василий Васильевич

1924 - 1948 гг.

Родился в 1924 г. на участке Добрик Тулунского района в семье крестьянина. В 1941 - 1942 гг. учился в железнодорожном училище г. Нижнеудинска.

В августе 1942 г. призван в армию. Воевал под Сталинградом в отделении связи, минометных частях. Отличился при форсировании реки Одер близ Польского города Кёбен, где проложил линию связи, четыре раза восстанавливал перебитый кабель. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 г. После войны проживал в г. Нижнеудинске, работал секретарем Сельского Совета.

Сгибнев Григорий Иванович

1920 - 1982 гг.

Родился в 1920 г. в селе Нижняя Иреть Черемховского района в семье крестьянина. Окончил начальную школу и Заларинскую школу механизации (ныне профессиональное училище №50). Работал комбайнером в Голуметской МТС.

Призван в армию в июне 1939 г. С 1942 г. воевал на Юго-Западном фронте в должности командира стрелкового взвода. Отличился в боях за г. Изюм Харьковской области. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1943 г.

После войны проживал в селе Нижняя Иреть, работал бригадиром в колхозе.

Тюрнев Петр Федорович

1911- 1990 гг.

Родился в 1911 г. в деревне Заборье Киренского района в семье крестьянина. Окончил семилетку и отделение судовой механики школы ФЗУ г. Киренска. С мая 1930 г. был на комсомольской работе. С августа 1937 г. в армии; участвовал в боях на Халкин-Голе. В годы Великой Отечественной войны был военкомом и начальником политотдела танковой и артиллерийской бригад.

После войны продолжал службу в армии и проживал в г. Москве. Звание Героя Советского Союза было присвоено 7 мая 1965 г.

Шаманский Анатолий Федорович

1918 - 1966 гг.

Родился в деревне Седанов Усть-Илимского района в крестьянской семье. Окончил семилетнюю школу, школу ФЗУ завода им. В.В. Куйбышева. Работал модельщиком в литейном цехе завода, шофером. Одновременно учился в аэроклубе.   В армию призван в 1940 г., окончил Сталинградскую школу пилотов. Воевал на Южном, Крымском и других фронтах. Участвуя в 61 воздушном бою, сбил 16 самолетов. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 г. После войны продолжил службу в армии.

Шмельков Николай Иванович

1912 - 1967 гг.

Родился на станции Селиваново Владимирской области, в семье железнодорожного рабочего. В 1914 г. семья переехала на станцию Тулун. Учился в школе ФЗУ в г. Нижнеудинске, после чего работал на инструментальном заводе г. Сестрорецка.

Добровольно ушел в армию в 1930 г. Служил в авиационных частях. С октября 1936 г. по январь 1937 г. воевал в Испании. Участвовал в советско-финской войне, воевал в Заполярье, на 1-ом Белорусском фронте. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 декабря 1936 г.

4
Четвертый этап
Трудовые резервы в послевоенный период

В 1945 г. в Иркутской области была открыта одна школа ФЗО № 5 в п. Осетрово.

В 1946 году открыто уже 6 школ ФЗО: две в Иркутске, а также в г. Бодайбо, в п. Листвянка и в п. Жигалово.

В 1947 году сеть учебных заведений Трудовых резервов пополнилась ещё одним ремесленным училищем и двадцатью школами ФЗО, что позволило увеличить контингент учащихся на 2329 человек.

К концу 1947 года в области сложилась широкая сеть учебных заведений профтехобразования, обеспечивающих квалифицированными рабочими кадрами предприятия машиностроения, транспорта, угольной промышленности и строительства.

 Количество обучающихся в учебных заведениях профтехобразования только за один 1947 год значительно выросло и составило по видам учебных заведений:

Типы учебных заведений

 

Количество обучающихся на начало 1947 г.

На конец 1947 г.

 

Ремесленные училища (РУ)

1804

2201

Железнодорожные   училища

(ЖУ)

891

 

959

 

Школы ФЗО

1867

3731

Всего

4562

6891

План подготовки и передачи предприятиям квалифицированных рабочих по Иркутскому областному управлению трудовых резервов за 1947 год был выполнен на 100,2 %.

В 1947 году в области в учебных заведениях профтехобразования области было подготовлено 4910 квалифицированных рабочих, а в 1949 году выпуск составил 5985 человек. Повышался уровень профессиональной подготовки. Были прекращены досрочные выпуски учащихся, практиковавшиеся в годы войны. Установился точный перечень профессий, получаемых в учебных заведениях. Усиливалась отраслевая специализация учебных заведений с учётом изменившихся потребностей различных отраслей народного хозяйства и повышения уровня общеобразовательной подготовки молодёжи.

В 1949 году в СССР было повсеместно введено всеобщее семилетнее обучение. В связи с этим начала возрастать в училищах и школах ФЗО численность молодёжи с неполным средним образованием.

Для координации методической работы в области с июля 1950 года начало действовать методическое объединение, которое положило начало созданию методической службы. При Областном управлении трудовых резервов создаётся методическая библиотека, по училищам и школам рассылаются письма с методическими рекомендациями, разрабатывается цикл лекций по методике воспитательной работы и производственного обучения, выпускается специальная методическая стенгазета тиражом 9 экземпляров.

В 50-е годы народное хозяйство Сибири развивалось быстрыми темпами. Технический прогресс оказывал существенное влияние на профессионально-квалификационный состав рабочих и изменял характер их труда.

В 1953 году в систему Трудовых резервов из ведения Министерства сельского хозяйства передаются возникшие ещё в 1947 году училища механизации сельского хозяйства.

В 1957 году в области вели подготовку кадров для села 12 училищ механизации сельского хозяйства и одно ремесленное училище механизации сельского хозяйства, в которых одновременно обучалось 3632 учащихся (на 1.01.45 действовало 4 школы механизации сельского хозяйства).

К концу 50-х годов в области сложилась система подготовки строителей, в которую входило 9 строительных училищ и 2 строительные школы и проводилась подготовка рабочих по строительным специальностям: маляр, штукатур, каменщик, плотник, бетонщик, столяр станочник, арматурщик, слесарь-сантехник, – что составляло треть от общего числа подготовленных системой профтехобразования квалифицированных рабочих.  

Повышение требований народного хозяйства к общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовке рабочих обусловили возникновение нового типа учебных заведений - технических училищ

Первое в Иркутской области техническое училище №1 было организовано в 1954 г. в г. Ангарске (ПУ № 8, в настоящее время Ангарский автотранспортный техникум).

24 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Этот Закон положил начало коренной перестройке профессионально-технического образования.

Всего по области насчитывалось на 1 января 1959 года 38 учебных заведений профессионально-технического образования, которые представляли 11 типов учебных заведений с разными учебными планами и программами, с разными сроками обучения и различными задачами.

В течение 1959-1961 годов велась подготовка к преобразованию ремесленных, железнодорожных, строительных училищ, школ ФЗО и училищ механизации сельского хозяйства в городские и сельские профессионально-технические училища.

К концу 1966 года в регионе действовало уже 50 учебных заведений, а на 1 января 1978 года их было 72. Число обучающихся в них учащихся достигло 33.3 тысяч человек (на конец 1958 года во всех типах учебных заведений профтехобразования обучалось 9015 человек).

За период с 1960 по 1975 годы число учебных мест в системе профтехобразования увеличилось на 9771 место, на 1500 рабочих мест расширилась учебно-производственная база мастерских, на 7360 возросло число мест в общежитиях профтехучилищ. Система профтехобразования области к концу 70-х годов приобрела современные очертания.

К началу XXI века система профтехобразования области сохранила свои позиции по главным направлениям своей деятельности. Она была представлена 65 учебными заведениями, в их числе:

  • 37 профессиональных училищ
  • 17 профессиональных лицеев
  • 3 школы - ПУ
  • 8 профессиональных училищ при управлении исполнения наказаний.